С 01 июня 2016 г для всех споров, рассматриваемых в Арбитражном суде по вопросам неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договору предусмотрен претензионный порядок.
1. Что такое претензионный порядок?
Претензионный порядок урегулирования спора заключается в том, что перед тем как обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов вы обязаны в письменном виде обратиться к своему контрагенту с претензией. Претензия – это письменное требование к контрагенту об исполнении им принятых на себя обязательств. Претензия направляется в том случае, если по мнению одной стороны другая сторона не исполняет или ненадлежащим образом исполняет принятые на себя обязательства.
2. В каких случаях направляется претензия?
Претензия направляется во всех случаях, когда одна из сторон считает, что другая сторона договора своими действиями или бездействием нарушает её права, а также ущемляет законные интересы.
К примеру, между вами и вашим контрагентом заключен договор поставки продукции с отсрочкой оплаты в 30 календарных дней, и в установленный срок покупатель не рассчитался за полученный товар. Несвоевременный расчет является основанием для направления претензии.
3. В какой форме направлять претензию?
Претензию нужно всегда направлять в письменной форме. Только письменная форма может доказать в последующем, что вы обращались к своему контрагенту с претензией. Можно, конечно, высказать претензию и в словесной форме, но потом вы вряд ли сможете доказать, что у вас была претензия к своему контрагенту. Слова к делу не пришьёшь!
Претензию необходимо вручить руководителю вашего контрагента под роспись с обязательной расшифровкой имени, фамилии, отчества, и указать дату фактического вручения претензии. Если претензия вручается не руководителю лично, а секретарю, то необходимо потребовать также расшифровать имя, фамилию, отчество лица получившего претензию, а также потребовать проставить оттиск печати или штампа вашего контрагента. При вручении претензии лично вам следует заготовить два экземпляра претензии: один экземпляр вы вручаете контрагенту, а на втором экземпляре ваш контрагент проставляет отметки о получении от вас претензии. Это момент очень важен, поскольку наличие отметки контрагента о получении претензии сыграет важную роль при обращении с иском в арбитражный суд.
Претензию можно направить контрагенту через почтовое отправление. Такой способ пригодится в тех случаях, когда контрагент находится от вас далеко или не желает получать претензию от вас. Претензию вы отправляете через «Почту России» ценным письмом с описью вложения. Указанная форма почтового отправления позволит доказать в последующем, что вы отправили своему контрагенту именно претензию, а не пустой конверт или чистый лист бумаги.
4. В какие сроки контрагент должен рассмотреть претензию?
Сроки рассмотрения претензии могут быть указаны в договоре, но совершенно необязательно. Если в договоре указаны порядок и сроки рассмотрения претензии, то необходимо ориентироваться на них. Поскольку в данном случае стороны установили порядок разрешения споров в досудебном порядке. К примеру, в договоре может быть указано, что контрагент обязан рассмотреть претензию и дать на нее ответ по истечении трёх дней с момента ее получения. Указанный способ означает, что в срок для ответа на претензию на претензию не закладывается срок доставки претензии почтой до контрагента.
Если в договоре срок рассмотрения претензии не указан, то следует ориентироваться на положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанный нормативный правовой акт установил, что если срок рассмотрения претензии не установлен, то следует руководствоваться правилом: контрагент обязан рассмотреть претензию в течение 30 календарных дней со дня её направления. Однако если иной срок установлен договором или специальным законом, то руководствоваться следует сроком, указанным в договоре или в специальном законе. К числу таких специальных законов можно отнести Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и наземного электрического» и др.
5. Последствия несоблюдения претензионного порядка
При нарушении порядка претензионного способа урегулирования спора нельзя обратиться в Арбитражный суд за судебной защитой своих прав и законных интересов. Если вы считаете, что ваш контрагент нарушает ваши права при исполнении договора, то следует направлять претензию как можно раньше. В этом случае, вы сэкономите время и сможете обратиться в суд как можно раньше, а кроме того существует вероятность того, что ваш контрагент в добровольном порядке устранит нарушения при исполнении договора и обращаться в суд не потребуется.