Минюст доработал законопроект о раскрытии информации участникам обществ. Обновленная версия опубликована на едином портале раскрытия информации. Разработчики решили оставить доступ к бухгалтерским документам только для держателей 25% акционерного общества (АО), но ограничили доступ к сведениям о праве на имущество и протоколов заседаний совета директоров. Их смогут запросить акционеры с 2% акций. При этом они должны будут раскрыть деловую цель запроса.
Над изменениями в правила доступа участников обществ к документам об их деятельности Минюст работает с ноября 2015 года. После обсуждения законопроекта рабочей группой в феврале этого года ведомство решило доработать документ с учетом замечаний крупных компаний и инвесторов.
В обновленной редакции разработчики решили сохранить действующее сейчас правило о доступе к бухгалтерской отчетности и протоколам коллегиального исполнительного органа. Их, согласно п. ст. 91 Закона об АО, могут посмотреть только держатели не менее 25% акций общества. В предыдущей редакции Минюст предлагал снизить этот порог до 5%. При этом владельцы менее 25% акций общества должны указать при запросе его деловую цель. Требование о том, что акционер должен указать деловую цель запроса, в тексте также оставлено. А участники обществ с ограниченной ответственностью, как и прежде, имеют полный доступ к документам. Деловую цель они должны указать при запросе протоколов заседаний совета директоров и коллегиального исполнительного органа, информации о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, документах о праве общества на имущество, находящееся на его балансе, а также при запросе «иных» документов, предусмотренных законами и внутренними документами общества.
Доработанный законопроект выделяет документы, доступ к которым могут получить только акционеры с не менее чем 2% голосующих акций. В первую очередь это касается сведений о крупных сделках и сделках с заинтересованностью. Такие акционеры также получат доступ к документам, подтверждающим права на имущество на балансе АО, и к протоколам заседаний совета директоров.
Попадание в этот список крупных сделок и сделок с заинтересованностью представители крупных компаний при обсуждении предыдущей редакции законопроекта воспринимали как расширение доступности документов. Теперь она увеличилась еще больше — порог владения снизился с 5% до 2. Таким образом, это замечание бизнеса разработчики учитывать не стали. Вероятно, из-за того, что иначе невозможно обеспечить право миноритарных акционеров оспаривать крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Зато доступность документов о праве на имущество и протоколов заседаний совета директоров законопроект ограничивает — сейчас они доступны всем акционерам.
Минюст также уточняет основания для отказа в выдаче документов. В частности, отказ в выдаче документов старше пяти лет может быть обоснован отсутствием ценности с точки зрения анализа. В предыдущей версии срок документа был ограничен тремя годами.
Впрочем, одно из самых концептуальных замечаний, озвученных при обсуждении документа, разработчики не учли. Законопроект вводит отдельное регулирование для ООО и для АО, но логичнее было бы дифференцировать доступ к документам в зависимости от того, является ли общество публичным или непубличным. Это отражало бы и экономическую логику работы двух видов организаций. Об этом на заседании рабочей группы говорил партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов.
Сравнение изменений (pdf)
Источник: zakon.ru